Презентация (скачать)
Воспитательная система_Один за всех(пример скачать)
Технология моделирования воспитательной системы
В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить ТРИ основных направлении совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:
1) изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
И ходе опытно-педагогической работы нами определены формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса (табл. 1).ТАБЛИЦА 1
Основные
направления
деятельности |
Задачи деятельности |
Средства реализации задач
|
Изучение учащихся и класса,
отношений, общения и деятельности в классном коллективе |
1. Изучить потребности,интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности
4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса
|
1. Анкетирование
2. Игра «Путешествие по морю любимых занятий»
3. Методика ((Цветик-семицветик»
4. Развивающая анкета «Твои увлечения» 5.Методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся
6.Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.Мастерская общения «Давайте познакомимся!»
5. Альбом-эстафета «Наш класс»
6. Классный час «Погружение в мир своего Я»
7. Игра «Расскажи мне обо мне»
8. Методика «Детское стихотворение»
9. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояниямежличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».
11.. Смотр сочинений «Моя семья»
12.Огонек «Мы и наши дети», беседа «Моя семья –чудесное место для жизни»
13. КТД (коллективное творческое дело) «Мир интересов моей семьи»
14. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» |
Проектировние целей,
перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества |
1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.
2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива |
1.Организационно-деятельностная игра
«Развитие личности младшего школьника» 2.Классный час «Портрет лицеиста»
3.Ролевая игра «Планета друзей»
4. Коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса»
5.Игра «Приходи к нам в будущее»
6. Конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».
7. Игра «Есть корабль, где все капитаны»
8.Вечер «Мир моих увлечений»
9.Родительское собрание «Школа + семья + дети = ?»
10.Творческое дело «Устав класса»
11. Конкурс «Герб класса»
12.Выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра» |
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива,
созданию развивающей среды
личности ребенка |
1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества |
1. Праздник именинников
2.Вылазки на природу
3.Культпоходы и экскурсии
4.Игра «Узнай свое поручение»
5.Коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения»
6.Игра-путешествие по семейным островам. 7.«Разговор при свечах»
8.«Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел» |
Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время мы считаем, что организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность - 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана классного руководителя. Предлагается избрать следующую форму плана.
Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель).
Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:
-
краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
-
цель и задачи воспитательной системы класса;
-
перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
-
механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразущий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);
-
критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.
Направления работы |
Деятельность по моделированию
воспитательной системы класса |
|
по моделированию
воспитательной
системы |
|
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|
Изучение класса, его учащихся, внутренней
и внешней среды
классного коллектива |
|
|
|
|
|
2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества |
|
|
|
|
|
3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса |
|
|
|
|
|