Воспитательная система класса

 Презентация (скачать) 

 Воспитательная система_Один за всех(пример скачать)

 

Технология моделирования воспитательной системы

В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить ТРИ основных направлении совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

1)   изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

2)   проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

3)   сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

И ходе опытно-педагогической работы нами определены формы, методы и  приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса (табл. 1).ТАБЛИЦА 1

 

Основные

направления

деятельности

 

Задачи деятельности

Средства реализации задач

 

Изучение учащихся и класса,

 отношений, общения и деятельности в классном коллективе                             

1.  Изучить потребности,интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.                                                         

 

2.    Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

 

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности

 

4.    Определить эффективность учебно-воспитательного процесса

 

1. Анкетирование

2. Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

3. Методика ((Цветик-семицветик»

4. Развивающая анкета  «Твои увлечения» 5.Методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся

6.Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.Мастерская общения «Давайте познакомимся!»

5. Альбом-эстафета «Наш класс»

6. Классный час «Погружение в мир своего Я»

7. Игра «Расскажи мне обо мне»

8. Методика «Детское стихотворение»

9. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояниямежличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».

 11.. Смотр сочинений «Моя семья»

12.Огонек «Мы и наши дети», беседа «Моя семья –чудесное место для жизни»

13. КТД (коллективное творческое дело) «Мир интересов моей семьи»

 14. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»,   Е.Н.   Степанова «Удовлетворенность родителей работой     образовательного учреждения»

Проектировние целей,

перспектив и образа жизнедеятельности классного    сообщества

1.   Сформировать  образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

 2.Определить место и роль    класса    в    воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей   окружающей среды в развитии личности    и    формировании классного коллектива

1.Организационно-деятельностная игра

«Развитие личности младшего школьника» 2.Классный час «Портрет лицеиста»

3.Ролевая игра «Планета друзей»

4. Коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса»

5.Игра «Приходи к нам в будущее»

6. Конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться».

7. Игра «Есть корабль, где все капитаны»

8.Вечер «Мир моих увлечений»

9.Родительское собрание «Школа + семья + дети = ?»

10.Творческое дело «Устав класса»

11. Конкурс «Герб класса» 

12.Выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»

Деятельность по сплочению и развитию  классного коллектива,

 созданию   развивающей среды

личности ребенка

1. Содействовать формированию    благоприятной эмоционально-психологической   и   нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса  в жизнедеятельности классного сообщества

1. Праздник именинников

2.Вылазки на природу

3.Культпоходы и экскурсии

4.Игра «Узнай свое поручение»

5.Коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения»

6.Игра-путешествие по семейным островам. 7.«Разговор при свечах»

8.«Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел»

 

Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества,   школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель.  В то же время мы считаем, что организационный период по построению   модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность -  7-8  месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана классного руководителя. Предлагается избрать следующую форму плана.

Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель).

Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:

  • краткая психолого-педагогическая характеристика класса;

  • цель и задачи воспитательной системы класса;

  • перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;

  • механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразущий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);

  • критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.

 

Направления работы

Деятельность по моделированию

воспитательной системы класса

по моделированию

воспитательной

системы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Изучение класса, его учащихся,  внутренней

и     внешней     среды

классного коллектива

 

 

 

 

2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

 

 

 

 

3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса

 

 

 

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz